О нашем проекте

Orange collage2.PNG

О евреях в истории России и Советского Союза написано немало – сотни томов об участии в революции, гражданской войне, о героизме, мужестве и стойкости во время Великой Отечественной войны; гораздо меньше – о роли в русской культуре.

До 1917 года в культурной жизни России из-за непреодолимых правовых ограничений лишь спорадически встречаются имена евреев, как правило, принявших христианство. Это основатель Петербургской консерватории Антон Рубинштейн и его старший брат Николай Рубинштейн – основатель Московской консерватории. Это блистательные дирижёры Сергей Кусевицкий и Исаак Добровейн, скрипачи Генрих Венявский и Леопольд Ауэр, музыкальные педагоги сёстры Елена, Евгения и Мария Гнесины.

После революции евреи были уравнены в правах, с юдофобией боролись, в том числе и карательные органы. В фондах библиотеки им. Ленина хранятся  десятки плакатов "антисемитизм – враг Советской власти". Сотни еврейских талантливых поэтов, композиторов, артистов – революционных романтиков пришли в русскую культуру.

Антисемитизм «заснул» и только ждал своего часа, придя в середине 30-х годов, утихнув в начале войны, чтобы прорваться борьбой с «безродными космополитами» в послевоенное время.

На фоне хрущёвской «оттепели» ярко проявило себя целое поколение евреев – композиторов и поэтов-песенников 60–80 годов двадцатого века. Из 130 популярных поэтов-песенников этого времени 89 представлены лицами “пятого” пункта. Впечатляющая статистика.

Казалось, что с приходом демократии, к факту еврейского участия в достижениях русской культуры будут относиться если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.

Но определенные и достаточно влиятельные круги в современной России пытаются вычеркнуть из русской культуры выдающихся её представителей, замолчать их творчество - одних потому, что они были очень советскими, других, потому что евреи, третьих за то, что евреи и советские одновременно.

Так, незамеченными или почти незамеченными прошли юбилеи И. Эренбурга, M. Светлова, Д. Самойлова, И. Бродского и других.

Именно для того, чтобы не забыли и помнили, нами был разработан проект "Евреи в русской культуре". С января 2007 года заработала наша программа, главной особенностью которой является просветительский характер – не только вспомнить того или иного композитора, поэта или певца, но и воссоздать творческую биографию каждого. Поэтому мы старались, чтобы каждый вечер носил синтетический характер, создавая симбиоз музыки, песен, стихов – видеоряда, объединённых рассказом.

Артисты-волонтёры объединены в арт-группу “Зикарон” (“Память”). Они на общественных началах репетируют, поют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах. Проведено более шестидесяти разнообразных вечеров, как персонализированных, так и тематических.

 Кто стоял у истоков арт-группы "Зикарон". Рассказывает музыкальный руководитель арт-группы Яков Белоцерковский